Помощь с выбором моторного масла для зимы: 5W30 или 5W40? В чем разница?
Производительность системы смазки напрямую влияет на срок службы двигателя. Вот почему многие водители задаются вопросом, какую вязкость масла им следует предпочесть, чтобы обеспечить абсолютно надежную защиту двигателя перед зимой. Здесь мы рассмотрим свойства двух наиболее популярных видов масла: 5w-30 и 5w-40, чтобы выяснить, какое из них лучше всего подходит для использования в холодное время года.
Характеристики масел 5W-30 И 5W-40
Низкотемпературные характеристики этих смазочных материалов одинаковы. Оба продукта поддерживают оптимальную для запуска двигателя вязкость при -30°C, а текучесть – при -35°C. Но их высокотемпературные характеристики отличаются. Кинематическая вязкость 5w30 варьируется в диапазоне 9,3–12,5 мм2/с; динамическая вязкость составляет 2,9 МПа. Для 5w40 эти значения равны: 12,5–16,3 мм2/с и 3,5 МПа соответственно.
Каждый из этих продуктов имеет свои недостатки и преимущества. Например, масло 5w40 создает более толстую и прочную масляную пленку, превосходно уплотняет зазоры, предназначена для значительных нагрузок, именно поэтому ее часто используют в мощных спортивных автомобилях с высокими эксплуатационными характеристиками. Но из-за высокого сопротивления проворачиванию это может повлиять на динамику двигателя. Более того, чем шире диапазон температур смазки, тем короче срок ее службы.
В то же время масло 5w30 обладает более высокой прокачиваемостью через систему смазки. Она более эффективно очищает детали силового агрегата, способствуя их охлаждению и экономии топлива. Но если зазоры в парах трения увеличены, при использовании такого масла могут возникнуть утечки.
Три основных совета по выбору
Если вы эксплуатируете свой автомобиль в городских условиях, часто стоите в пробках, ездите на высоких скоростях, а ваш автомобиль старый, покупайте масло с вязкостью 5w40. Но если вы предпочитаете спокойную езду, а для вас важны экономия топлива и экологичность – выбирайте продукт с маркировкой 5w30.
Помимо вязкости, при выборе смазки следует учитывать следующие параметры:
Состав масляной основы. Для одних моторов подходят только синтетические масла, а для других – только минеральные или полусинтетические.
Классификация API и ACEA.
Даже продукты с одинаковым классом вязкости SAE могут отличаться количеством присадок, содержанием золы и другими параметрами. Все эти различия учитываются в этих системах классификации. Помните, что замена масла 5w30 на 5w40 и наоборот возможна только в том случае, если это разрешено производителем автомобиля. В противном случае двигатель может преждевременно выйти из строя.
Почему так важно получить одобрение производителя моторного масла
На самом деле вязкость масла – довольно относительный параметр. Во время работы двигателя его температура постоянно меняется. Таким образом, вязкость смазки и толщина масляной пленки увеличиваются или уменьшаются. При проектировании двигателя производители точно рассчитывают динамику характеристик моторного масла, выбирая подходящий продукт в соответствии с требованиями для всех режимов работы двигателя. Например, при запуске двигателя толщина масляной пленки намного выше, чем при достижении двигателем рабочей температуры. Из-за этого увеличивается трение между контактирующими деталями. Это способствует более быстрому прогреву силового агрегата. При повышении температуры вязкость масла снижается, следовательно, сила трения и нагрузка на силовой агрегат также снижаются.
Если вязкость масла превышает значение, указанное производителем, двигатель будет подвергаться чрезмерным нагрузкам при запуске. Оно особенно опасно при резком увеличении оборотов, когда скорость сдвига резко возрастает, но вязкость не соответствует текущей температуре, что может привести к перегреву двигателя. Кроме того, постоянная эксплуатация при чрезмерных нагрузках влияет на срок его службы. Более того, из-за постоянного перегрева смазка быстрее окисляется.
Пониженная вязкость не менее опасна. Пары трения будут изнашиваться значительно быстрее из-за недостаточно прочной масляной пленки. А на высоких оборотах дефицит масла может даже вызвать заклинивание двигателя. При этом, сама смазка будет быстрее сгорать.
Вывод
Смазочные материалы всегда следует выбирать в соответствии с техническими рекомендациями производителя автомобиля. Если оно позволяет использовать масла разной вязкости, то отдайте предпочтение продукту, который наилучшим образом соответствует условиям эксплуатации автомобиля, а также состоянию его узлов и агрегатов. Кроме того, недостаточно учитывать только вязкость: также важен состав основы масла и его класс / категория API и ACEA. Выбирайте масло без спешки, купите TACTIL и двигатель вашего автомобиля будет надежно защищен в холодное время года.