Снижение токсичности выбросов и расхода топлива – одно из важнейших требований к современным смазочным материалам. Следовательно, наличие указанного допуска на упаковке масла указывает на его соответствие последним экологическим стандартам.
Согласно классификации Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), все моторные масла, разрешенные к продаже и использованию, можно разделить на следующие категории:
- А. Для бензиновых двигателей. В эту категорию входят три класса: А1, А3 и А5. Буква предшествует цифре, указывающей уровень экологической безопасности и вязкость в конкретных условиях. Цифры 1 и 5 указывают на экономию топлива, но в остальном это точно так же, как API: чем больше число, тем лучшими свойствами обладает продукт.
- В. В эту категорию входят смазочные материалы для легковых и небольших коммерческих автомобилей, работающих на дизельном топливе. Они также разделены на классы: B1 и B5 означают экономию топлива, в то время как В3 и В4 являются обычными продуктами.
- Е. Масла, отмеченные этой буквой, предназначены для большегрузных автомобилей большой грузоподъемности и спецтехники, работающих на дизельном топливе. E1 означает “экономия топлива”; остальные являются стандартными.
Экономия топлива была параметром, который специалисты API также решили учесть, введя новое обозначение EC (Энергосберегающее).
Эти масла обладают более низкой вязкостью при экстремальных перепадах температур, обеспечивая плавный и равномерный ход движущихся частей и сокращая расход топлива. Однако это означает более тонкую смазочную пленку, что особенно опасно для старых двигателей с большим пробегом – эти двигатели нуждаются в дополнительной защите.
Действительно и одобрение производителя имеет значение?
Продукт может отлично работать для одних двигателей, но представлять опасность для других. Это вынуждает производителей автомобилей проводить собственные тесты эффективности смазочных материалов. Если продукт успешно пройдет тестирование, он получит соответствующую маркировку, например, BMW Longlife-98. Это означает, что масло можно использовать в автомобилях этой марки с более длительными интервалами технического обслуживания, выпущенных в 1998 году и более поздних версиях. Всегда старайтесь использовать масло, рекомендованное производителем вашего автомобиля, и не экспериментируйте с уровнем вязкости. Риски заключаются в том, что в некоторых двигателях толщина смазочных канавок достаточна только для высоковязких масел. Если пренебречь этим, силовой агрегат неизбежно преждевременно износится. В то же время некоторые производители автомобилей, например BMW Group и Daimler AG, категорически не рекомендуют использовать в своих автомобилях смазочные материалы с низкой вязкостью из-за конструкции своих двигателей.
Что общего у различных классификаций моторных масел?
Несмотря на различия в принципах, все классификации тесно связаны. Например, если смазка имеет маркировку API как SH, она не может иметь класс А1 или А5 в ACEA, поскольку эти требования не были опубликованы до появления класса SJ. Если на этикетке указано А5, это означает, что продукт соответствует, по крайней мере, SL по API, то есть имеет более длительные интервалы замены.
Продукты для экономии топлива, маркированные как А1, А5, В1 и В5, как правило, имеют температурную вязкость 30 и менее. Масла с вязкостью 40 относятся к классам Х2, Х3, Х2, Х3 и Х4 и не обеспечивают экономию топлива.